Воспитательные и образовательно-развивающие идеи

Последователь И. Г. Песталоцци немецкий педагог И. Ф. Гербарт развивает в своих педагогических трудах идею воспитывающего обучения. В педагогической системе домашнего обучения И. Ф. Гербарта дидактика занимает центральное место, поскольку, по его убеждению, обучение не только обеспечивает ребёнку интеллектуальное развитие, но и служит целью нравственного воспитания. Именно разносторонность интересов и широкий кругозор делает ребёнка восприимчивым к воспитательным воздействиям.

 Воспитательные и образовательно-развивающие идеи

vospitatelnye-i-obrazovatelno-razvivayushhie-ideiОсобый интерес в дидактике И. Ф. Гербарта вызывает его учебный план, в котором заложена и образовательно-развивающая и воспитательная идеи. Последователь И. Ф. Гербарта, профессор Йенского университета Рейн на основе принципов, изложенных в книге «Общая педагогика выведена из целей», разработал и внедрил в общеобразовательной школе указанный план. В плане основных задач обучения — развитие многогранного интереса – преподавание, обеспечивает две линии познания: познание человека (историко-филологическое линия) и познание природы (природно-математическая линия).

Историко-гуманитарные знания Ф. Гербарт и В. Рейн разделяют на три группы: этико-волевое обучение, эстетику и язык.

Этико-волевое обучение включает изучение религии, истории и литературы. Эстетический цикл составляет пение, рисование, лепка и гимнастика. В группу «языка» принадлежит изучению родного и иностранных языков, причём важное значение придаётся, как современным (новым) языкам, предназначенным для деловой сферы общения, так и древним языкам — науки и церкви.

По убеждению И. Ф. Гербарта, историко-филологические знания целесообразно подавать, используя в процессе обучения многочисленные дидактические игры и инсценирование.

Цель: интерес детей процессом познания и включение наиболее надёжной — образной и эмоциональной памяти. Для воспитания у детей трудолюбия, предоставление обучению наглядного, исследовательского характера, формирование умений и навыков применять приобретённые знания на практике, в учебном процессе, «где только возможно», внедряется ручной труд.

Естественно-математические знания также распределяются на игры группы: география, естествознание и математика. Названия учебных дисциплин формулировались в XIX веке несколько иначе, чем теперь. Соответственно, к географии отнесены математическая география и физическая география. Естествознание изучает естественную историю (ботаника, минералогия и зоология) и естественные науки (физика и химия). Математика представлена в учебном плане арифметикой, алгеброй и геометрией. Опять много внимания уделяется ручной работе.

В труде «Общая педагогика выведена из целей» И. Ф. Гербарт акцентирует внимание на воспитательной роли интереса к учёбе. Интерес ученика к награде или стремление избежать наказания, по убеждению учёного, превращает учебный процесс на средство воспитания эгоиста.

Непосредственной же интерес к изучению наук становится для человека моральной основой, трансформируется на внутренний творческий стимул. Познавательный интерес определяется как интерес многогранный.

Учёный выделяет 6 направлений разностороннего интереса и, соответственно, 6 направлений обучения: 1) эмпирический интерес (наблюдение, опыт); 2) умозрительный (размышление); 3) эстетический (формирование вкуса); 4) эмоциональный (отношение к людям); 5) социальный (отношение к обществу); 6) религиозный (вера). Учёный убеждён, что в ходе обучения ребёнка важно следить, чтобы ни один из интересов не преобладал.

Интерес к учебной деятельности в значительной степени зависит от формы подачи ученикам знаний. Педагог советует не давать знаний в готовом виде, а заинтересовывать воспитанников возможностью найти их самостоятельно. И. Ф. Гербарт выступает против упрощения и чрезмерного облегчения ученикам процесса получения знаний. Он высказывается о необходимости вызвать у учеников жажду знаний, которая бы стала движущей силой для преодоления трудностей. Учёный подробно анализирует психологические механизмы интереса и «хотение», устанавливает связь между познанием и эмоциональным интересом. Он рассматривает процесс преподавания как путь передачи знаний и как способ общения с людьми. Преподавание должно быть наглядным, связным, возвышенным, захватывающим.

При преподавании истории учёный видит цель: воспитание у детей сочувственного отношения к окружающим, развитие патриотизма и героизма, разъяснения позитивной роли религий в истории человечества, достижения осознания учащимися причинно-следственных связей между прошлым и настоящим.

И. Ф. Гербарт убеждён, что интерес к изучению истории возникает у детей, если рассказ учителя о исторических событиях будет достаточно живым, образным и эмоциональным.

При изучении географии педагог рекомендует активную работу с картой, «путешествия» с её помощью от места проживания детей до различных объектов на земном шаре. «Путешествия» целесообразно сопровождать «увлекательными рассказами наставника, который говорил бы с таким воодушевлением, будто совершил все эти поездки и переходы на самом деле».

Развитие речи ученика существенно зависит от его начитанности. Учёный указывает на важность правильного подбора книг для чтения, обучение ребёнка выразительно читать и интерес к заучиванию наизусть лучшего литературного материала.

Большинство дидактических советов И. Ф. Гербарта остаются актуальными для нашего времени.

Поделиться статьей с друзьями в социальных сетях:

Желаете на почту получать самые инновационные и эффективные идеи? Введите Ваш e-mail:

WordPress
Оставить свой комментарий

Вконтакте
FaceBook
Поиск по сайту
Желаете на почту получать самые инновационные и эффективные идеи? Введите Ваш e-mail:

Рубрики

© 2017    При использовании материалов активная ссылка на ресурс http://www.ideas4you.ru обязательна. Все права защищены.    //    Войти   //    Вверх